На юге Венгрии, в месте соединения двух рек Шио и Шарвиз, среди живописных холмов расположилась деревня Шиоагард. Вышивка этой деревни давно меня интересовала. Узнав, что там есть музей, я сразу отправилась в путь.
Создательница музея Варганэ Ковач Вероника, имеет более 40 лет опыта в вышивке и исследований местного костюма и традиций. Коллекцию образцов вышивки Шиоагарда она начала собирать в 2000 году. Сначала она показывала ее на временных выставках, а через пять лет, местная общественность, выделила помещение. Среди виноградников и погребов, 30 апреля 2005 года, распахнул свои двери музей шиоагардской вышивки. Музей небольшой, но Веронике удалось собрать внушительную коллекцию, которая насчитывает около 650 экспонатов. Самые ранние датируются 1840 годом, а экспонаты с вышивкой – 1892 годом.
Шиоагард — деревня небольшая, чуть больше 1200 жителей. Помимо венгров, коренными жителями были сербы, словаки, немцы, но в середине 19 века все они определили себя как католическая венгерская община. Кроме евреев, которые держали лавки, большая часть нововведений в деревню приходило вместе с теми, кто торговал вином и паприкой. Выращивание овощей, паприки и виноделие – были основным занятием местного населения. Торговцы разъезжали не только по округе, они добирались и до Хорватии. Если им что-то нравилось, они это привозили и включали в свой наряд. Конечно новое принималось деревней с интересом. В некоторых случаях этот интерес угасал быстро, а в некоторых прочно закреплялся элементом костюма.
Коллекция в музее представлена таким образом, что можно легко проследить, как с течением времени менялась вышивка. В середине XIX века в деревне было 12 ткачей. Основным сырьем для костюма было собственное тканное полотно из льна и конопли. Ткань окрашивали в синий цвет, использовали и черную ткань и черный шелк. Между прочим, черный цвет был признаком элегантности, а не символом траура. Поначалу одежда из конопляной ткани не украшалась вышивкой.
Потом, появилась белая вышивка и вышитые «дырочки». На праздничной одежде, по краю выполняли два ряда «дырочек», на повседневной – один. Только на одну небольшую «дырочку» уходит 10 минут. Не удивительно, что изготовление красивой рубашки занимало до шести месяцев. Работали сначала на белой ткани белой нитью. Потом стали добавлять красный и синий цвета. В этот период часто можно увидеть вышитые монограммы и даты.
Платок 1892 года
К концу 19 века, освобождение от феодальных уз, способствовало процветанию деревни. Торговля перцем и вином шла успешно. Деревня преображается. В это время начинается формирование местного характерного костюма agárdi, отражающего вкус и богатство среднего крестьянства. С 1927 года вышивку начали выполнять цветной нитью, и в это же время начинают покупать в Париже и Лионе брокат. Вышивка становиться всё более яркой. Молодые девушки дополнительно украшают одежду различными пайетками, бусинами и лентами. На фартуках из броката они вышивают большие цветочные мотивы. Из-за этого их одежда теряет свою цветовую гармонию. Увеличивается и количество нижних юбок. Если раньше носили по 5-6 нижних юбок, но теперь они одевают по 8-10 штук.
Четких правил использования цвета не существовало. Но как бы не экспериментировала молодёжь, основной цвет шиоагардской вышивки – фиолетовый, синий, голубой красный, бордовый. Основные мотивы – роза, фуксия, заразиха, фиалки, бессмертник, ирис, тюльпан, пролеска, василек. А вот виноград, как не странно, встречается редко. Вышивкой украшали рубашки, жилетки (пруслик), фартуки, полотенца, подушки. Зимой женщины носили узорчатые цветные чулки из шерсти и тапочки.
Рисунок на ткани рисовали «от руки». Для кругов использовали стаканы, монеты, пуговицы. Потом появились специальные штампы. Но в Шиоагарде их использование было не типичным.
Народный костюм Шиогарда часто приписывают другим поселениям. Сориентироваться поможет не сколько цвета и узоры, сколько форма юбки и рубашки. Юбка деревни Bogyiszló имеет форму тюльпана, Шиоагарда — форму колокола, а в деревне Sárköz – она полностью вытянутая. Еще одна особенность шиоагардского костюма – рукав рубашки не укоротился со временем, как в Bogyiszló и Sárköz. Он сохранил свою длину до запястья и имеет зубчатый край с двумя рядами вышитых «дырочек».
Отказ от народного костюма начался в 1946 году, но массовый характер принял в 1952 году. В 1970-х в народный костюм носит только поколение старше 60 лет. Сохранению народных традиций, поспособствовали танцевальные коллективы. Они используют старинную одежду для выступлений. Сейчас, в праздничные дни, многие жители Шиоагарда одеваются в свой традиционный костюм. Надеюсь, я это увижу, когда приеду на праздник вина.
Я восхищена трудом и увлеченностью Варганэ Ковач Вероники, которая столько лет собирала, хранила и пропагандировала вышивку Шиоагарди. Благодаря таким людям сохраняются традиции. И надеюсь теперь, когда возникнет вопрос какие виды венгерской вышивки вам известны, кроме калочайской и матьо вы назовете вышивку из деревни Шиоагард.
Вышивка Варганэ Ковач Вероники
Музей открыт по предварительной договоренности.
Адрес музея: Leányvár-pincefalu, Sióagárd, Hungary
Создатель и управляющий музеем: Варганэ Ковач Вероника (Vargáné Kovács Veronika). Она также проводит обучение вышивке и кружеву для групп.
© Ольга Аникеева / Mirolique Studio / mirolique.ru / 2020
[mc4wp_form id=»2307″]
Спасибо огромное, всегда интересно видеть и слышать вас! Работы в музее потрясающие!
И Вам спасибо! Всегда приятно читать ваше мнение