Рат Дьёрдь (1828 — 1905) был первым директором Музея прикладного искусства в Будапеште. Благодаря своей коллекции работ, которая была одной из самых значимых гражданских коллекций того времени, получил широкое признание еще в своё время. В 1901 году Рат купил виллу в Варошлигете, которую вместе с женой, обставил произведениями из своей коллекции.
В 1906 году, после смерти Рата, благодаря усилиям его жены, на вилле открывается музей его имени, который входит в состав Музея прикладного искусства с условием, что коллекция никогда не будет разделена. После Второй мировой войны, это условие было нарушено. В начале 1954 года здание музея было передано Восточноазиатскому музею Ференца Хоппа. Там открылась китайская выставка и музей получил название «Китайский музей». Произведения искусства, относящиеся к первоначальному инвентарю учреждения, были распределены в различные музейные коллекции (Музей изящных искусств, Венгерский национальный музей, Венгерская национальная галерея, Музей Восточной Азии Ференца Хоппа, Музей прикладного искусства).
После смены режима зданию было возвращено первоначальное название, но до его закрытия в 2014 году в нем продолжали размещаться восточные выставки. Только одна из комнат, в реконструированной столовой, рассказывала о коллекции Дьёрдь Рата. Осенью 2018 года вилла открылась с постоянной экспозицией «Наш модерн», на которой представлены наиболее значимые экспонаты коллекции Музея прикладного искусства в стиле модерн.
С 26 июня по 15 августа 2021 года на вилле проходила временная выставка «Дресс-код: модерн» с предметами одежды и аксессуарами из коллекции Музея прикладного искусства. Сам музей, в настоящее время, находится на реконструкции. Поэтому пропустить такую выставку, я не могла. Особенно, когда на её рекламе увидела веер с халашским кружевом.
Выставка небольшая, всего два зала. Она призвана дать представление о гардеробе и образе жизни женщины, жившей на рубеже веков. Времени, когда женская одежда избавлялась от великолепия 19 века и приобретала рациональность, удобство и непринужденность века 20-го. На выставке представлена как повседневная, так и спортивная одежда.
Для меня было большой удачей и удовольствием, увидеть первые образцы халашского кружева по рисункам его создателя Арпада Декани. Эти образцы, очень отличаются от того, что выполняется в настоящее время как по рисунку так и швам и материалам. Первые кружева шились шёлковой нитью. Именно они представлены на выставке. В рисунках для своего кружева Арпад Декани совмещает свою любовь народному искусству и к стилю модерн.
Я знаю, что в интернете можно найти информацию, что это кружево выполнено в ткани. Не верьте! Никакой ткани в халашском кружеве нет! Халашское кружево — это игольное кружево.
Моя статья о создателях халашского кружева, его истории, упадке и возрождении — здесь.
И пусть размеры временной выставки небольшие, удовольствие я получила наоборот — огромное. Небольшое видео о посещении музея доступно на моём каналt YouTube
Адрес музея:
Ráth György-villa
1068 Budapest, Városligeti fasor, 12
сайт http://www.imm.hu/
[mc4wp_form id=»2307″]
Оля, спасибо за экскурсию. Все-равно в голове не укладывается, что халашское кружево это только игла и нить. Так и кажется, что в нем есть ткань 🙂 Это волшебство какое-то…
Лена, пожалуйста! Да, это кружево достойно занимает место среди самых изысканных среди игольных. Очень восхищена им, и надо конечно сделать лекцию, в которой рассказать и показать всё об этой красоте
Оля, а ты раньше «сталкивалась» с цветным халашским кружевом?
Узнала я о нем, конечно, от тебя) За что огромное спасибо! Предыдущую статью помню, и еще перечитала! И их сайт долго разглядывала)) А вот цветное — впервые вижу. Шедевры…
Конечно сталкивалась. И в музее его видела. Собственно с него Декани и начинал. Цветное шёлковое кружево. Потом от этого отошли.