Изучая историю вышивки и кружева нельзя обойти стороной историю костюма и тканей. Но я не предполагала, что старинные итальянские ткани вызовут такое восхищение! В 30 километрах от Флоренции, в городе Прато находится Музей текстиля. Туда, в феврале 2020 года я и отправилась. После этой поездки, костюмы на портретах в галерее Уффици обрели объем и текстуру. Ткань на них мягко сияет шёлком, мерцает серебренными и золотыми нитями. Знакомство с древним текстилем, помогает определить где на старинных картинах вышивка, а где — узор ткани.
Музей текстиля в Прато первоначально был открыт в 1975 году в Техническом институте Туллио Буцци. В мае 2003 года для музея выделили новое здание – отреставрированную и переоборудованную под музей и библиотеку бывшую текстильную фабрику Камполми. На этом месте, ещё в 1326 году находилась gualchiera – специальная мельница, на которой выполнялась обработка шерсти. Мельница располагалась на берегу Гора-дель-Фиуме-Ромита, канала, прорытого в первой половине XIII века специально для того, чтобы вода реки Бизенцио использовалась для производства текстиля. Позже мельницу приобрела церковь и переоборудовала в мукомольную мельницу Святой Клары, действующую на протяжении всего 18 века. В марте 1863 года она вновь сменила владельца. Им стал Винченцо Кампольми, который вернул ей первоначальное назначение основав текстильную фабрику Campolmi. Фабрика быстро завоевала репутацию благодаря качеству продукции и превратилась в большое предприятие с множеством дочерних компаний и собственным обучением. Последним расширением стало строительство красильного цеха, который расширил территорию фабрики до 8 500 м2. Просуществовав 131 год, в 1994 году, фабрика закрылась. Для Прато, звание крупнейшего текстильного центра в настоящее время поддерживают более 7000 различных предприятий этого сектора.
Музей расположен на площади 2 400 м2. Это крупнейший в Италии центр по изучению, обучению, консервации и выставкам исторического и современного текстиля. Маршрут музея разделён на пять тематических разделов и начинается с котельной 19 века. Почти все её пространство занимает парогенератор, который до появления электричества приводил в действие оборудование фабрики. Это показывает насколько сложными были системы распределения энергии на заводах в конце 19 века.
В следующем зале 1986 года постройки, со сводчатым потолком и неоготическими колоннами, размещена экспозиция древних тканей. Музей насчитывает более 6000 единиц хранения от коптских до современных тканей. Конечно выставляется совсем небольшая часть, но экспозиция периодически меняется. Во время моего посещения в феврале 2020 года, зал был оформлен как «Текстиль для европейских дворов эпохи Возрождения». Надеюсь в следующий мой приезд я увижу измененную экспозицию.
Ткани сложный для экспонирования объект. Поэтому выставлены в специальных витринах, при определенной влажности и температуре, а в зале приглушенный свет.
Рассматривать древние ткани в музее можно долго. Чуть отойдешь в сторону, и узор подсвечен по-другому. Игра света на велюре – как танец. А фоном – золотое или серебренное мерцание. Захватывающее зрелище!
А фото ниже ткани, которое особенно меня впечатлили своим сиянием. Чуть отклониться- свет меняется и узор переливается.
Следующее фото показывает, что узор ткани образуется путем переплетения множества нитей.
В этом же зале находились две витрины со старинной вышивкой.
В широком коридоре, ведущем к лестнице на второй этаж расположены стенды, показывающие различные материалы для производства тканей и их окраски. Здесь мне очень понравилось, что многое можно потрогать.
Второй этаж начинается с зала рассказывающем о наиболее значимых событиях в текстильной промышленности Прато от средневековья до первой половины ХХ века. Одна часть посвящена доиндустриальному производству шерсти, а другая – более традиционной для этого района восстановленной (регенерированной) шерсти. Восстановленная – это шерсть, которая уже была использована для изготовления шерстяных вещей и впоследствии переработана до состояния волокон для производства недорогих тканей.
В следующих двух залах проводят временные выставки, тематические лекции, инсталляции и различные мероприятия, связанные с развитием текстильной промышленности Прато. И о том, как происходил переход от производства восстановленной шерсти к более дорогим и качественным тканям, и завоеванию городом места в мировой моде.
Последний зал музея предназначен для временных выставок. В моё посещение, проходила выставка костюмов к фильму „Pinocchio” режиссёра Matteo Garrone. Их создал художник по костюмам Massimo Cantini Parrini. Выставка разделена на две части. Первая посвящена самому художнику. В нее входила небольшая экспозиция костюмов 19 века из его личной коллекции и небольшой фильм, рассказывающий о создании костюмов к фильму Пиноккио. На второй части выставки представлены более 30 костюмов, созданных для фильма. К сожалению фотографировать там нельзя, но здесь на youtube вы можете посмотреть фильм, представленный на выставке.
Стоит ли ехать в музей текстиля в Прато? Если вышивка, ткани, костюмы – близкая вам тема, то обязательно. Информацию о часах работы, как добраться, стоимости билетов и заказе экскурсии вы найдете на сайте музея — Museo del Tessutto.
[mc4wp_form id=»2307″]
Спасибо большое! Очень интересная статья!!! Дух захватывает и, конечно, хочется приехать туда и увидеть все своими глазами
Несомненно, увидев своими глазами, восприятие живописи становится совершенно другим! Более того, начинаешь обращать внимание на тканные обои, обивку мебели и прочий домашний текстиль.
Спасибо, рада, что понравилось!
Впечатляет — не то слово! И ты права, глядя на некоторые ткани, сложно определить ткань или вышивка. Но до чего прекрасны!
Понимаю, что сегодня тоже производят великолепные ткани, но в общем — движение к «наскальной росписи»…
Оля, как же здорово, что ты съездила! Впечатлилась, показала!
Оля, я и сама не ожидала, что этот музей так меня впечатлит! Но боже мой! Как прекрасен итальянский бархат 16 века! Ошеломляющее сияние! Смотрела потом на портреты в музеях совсем по-другому. Они оживали передо мной.
Да!!! И там отдельное мастерство — КАК они смогли передать это на полотне?! Да еще с кружевами! Ты, кстати, смотрела репортаж из Эрмитажа «Кружева как часть имиджа»? Он, правда, трехгодичный уже, но пересматриваю))
Конечно смотрела)) И тоже — не один раз) Жаль только, что ведущая не давала слово сказать Татьяне Никодимовне.
Ольга, спасибо большое, очень интересный обзор. Я очень хотела попасть в этот музей, надеюсь, еще получится!
Вы так глубоко чувствуете и видите красоту в тканях, я вам очень рекомендую посмотреть страницу в ИГ Любови Михайловны Поповой, -у нее свой метод восприятия искусства. Мне кажется вам будет интересно).
Любуюсь вашими вышивками!
Большое спасибо! Пусть ваше желание исполниться!
Какая роскошь, Оля! Как здорово, что такие ткани сохранились и их можно увидеть, спасибо, что рассказываете нам об этом.
Я очень рада, что у меня есть возможность рассказать об этом, Таня!