Халашское кружево… Вы слышали о таком? Дорогое. Трудоемкое. Изысканное. Некогда оно составляло конкуренцию брюссельскому и получало международные награды. В его истории был период, когда оно едва не погибло, но, сохранившись каким-то чудом, возродилось и вновь обрело славу. Его историю я прочитала на одном дыхании, а когда познакомилась с техникой и увидела результат кропотливого труда кружевниц, поняла, что прикоснулась к чему-то уникальному.
История эта началась в конце ХIX века в городке Кишкунхалаш на юге Венгрии. В городской гимназии появляется двадцатипятилетний учитель рисования по имени Арпад Декани. Помимо преподавания он активно участвует в культурной и спортивной жизни города. Он редактирует городскую газету, играет роли в театре, пишет. Он также играет в теннис, катается на велосипеде, помогает создать городскую пожарную охрану, спортивное общество, кружок изобразительных искусств. Разносторонний человек. Его энергии хватает на все. Но особый интерес он проявляет к народному искусству. Его собирательная работа очень скоро становится известной во всей Венгрии.


Счастливая случайность сводит Марию Маркович и Арпада Декани в 1902 году. Идея создания венгерского национального кружева увлекает вышивальщицу. Но для такой работы нужны эскизы, чертежи, говорит она, причём много. О, у меня их очень много, отвечает на это Декани и предлагает Марии ознакомиться с эскизами кружев, над которыми он трудился несколько лет. Мария внимательно изучает эскизы и отбирает из них целых… два! Остальное она бракует, как непригодное к вышивке. Бедный Декани, разумеется, расстроен, но Мария призывает его не унывать и берёт переработку эскизов в свои руки.
Задача перед ней стоит сложная. Эскизы Декани содержали лишь контуры узоров и при этом не были похожи ни на одно из известных Марии кружев. А их она знала не мало. Тем не менее она берётся за работу. Ведь она мастерица, выпускница королевской школы! Она должна что-то придумать! Но увы. Израсходовав весь свой арсенал приёмов, среди которых было двенадцать (!) способов выполнения венецианского кружева, Мария понимает, что потерпела неудачу. Совершенно очевидно, что ей нужна новая техника. И благодаря своему таланту, увлечённости и упорству, она её создаёт. Так в 1903 году появляется на свет новый вид игольного кружева — халашское.


В этом же году Декани организовывает мастерскую, в которой Мария Маркович обучает новой технике своих первых учениц. Сначала их было всего шесть, потом стало двенадцать, а к 1938 году их насчитывалось уже около ста. За свою жизнь Мария Маркович создала пятьдесят новых видов швов. Всего же в халашском кружеве используется шестьдесят видов швов.
После создания мастерской проходит совсем немного времени, и халашское кружево приобретает известность. Уже в 1904 году оно получает гран-при на Всемирной выставке в Сент-Луисе. Следующий гран-при ему вручают два года спустя в Милане. Но к несчастью, радость от этой победы была недолгой. В результате пожара, который случился в Венгерском павильоне многие экспонаты были утеряны.
Но несмотря на это, Декани продолжает популяризировать халашское кружево. При поддержке министерства просвещения и религии Венгрии он организует курсы кружевниц по всей стране. На этих курсах прошли подготовку сотни кружевниц. Однако, из-за сокращения финансирования и падающего спроса на кружевные изделия, через некоторое время курсы были закрыты. Халашское кружево так и не стало массовым. Единственным местом, где кружевное дело, по-прежнему, продолжало развиваться оставалась мастерская Марии Маркович в Кишкунхалаше.


Как и многие другие ремесла, халашское игольное кружево не обошли стороной невзгоды и забвение. Особенно сложными были послевоенные периоды. После Первой мировой войны из-за спада в экономике и перемен в моде кружевная мастерская едва не прекратила работу. Тогда ей помог мэр города Имре Фекете. Он сумел не только добиться от правительства денег на содержание мастерской, но даже преобразовал её в 1935 году в целый Кружевной дом. Об этом событии был снят фильм, изданы буклеты и серии открыток с образцами кружев. К слову, сейчас эти самые открытки имеют свою собственную ценность, так как некоторые образцы кружева сохранились только на них.
Вскоре после открытия Кружевного дома в Кишкунхалаш начинают активно наведываться иностранцы. Только в 1936 году их было около шести тысяч — огромная цифра для небольшого городка. В мастерскую поступают заказы из Парижа, Рима, Берлина. Есть заказы из Соединённых Штатов и даже из Индии!
Но к 1940 году и туристов и заказов становится меньше. Спрос на кружево снова упал. Не помог его оживить и гран-при, полученный на выставке в Милане. Именно там халашское кружево напрямую конкурировало с брюссельским. Чтобы как-то выжить в непростые времена, мастерская перешла на выполнение небольших работы, скатертей, салфеток, гербов.

В годы Второй мировой войны Кружевной дом и вовсе прекратил деятельность. Эскизы, чертежи и даже реестр кружев были утеряны или уничтожены. Мария Маркович продолжала вышивать дома. И хотя она пыталась спасти имущество Кружевного дома, к концу 1944 года от оборудования, библиотеки эскизов и образцов кружева осталась лишь небольшая часть.
Но проходит чуть больше года, и о халашскоем кружеве снова вспоминают — на этот раз в правительстве новой послевоенной Венгрии. Оттуда в мастерскую Марии Маркович начинают поступать заказы. Самым известным и сложным из них была скатерть диаметром полтора метра, вышитая ко дню рождения Сталина в 1950 году. Исполнялся заказ в спешке. Даже автору рисунка была дана всего лишь одна ночь на подготовку эскиза.

Поддержка правительства существенно помогла Кружевному дому. К середине 50-х его здание было отремонтировано и модернизировано. К сожалению, увидеть все плоды обновления сама Мария Маркович не успела. В октябре 1954 года она умерла в возрасте 81 года.
Но и после смерти своей основательницы халашское кружево продолжает развиваться. Путь его развития сегодня не прямой и не простой, но с другой стороны он никогда таким и не был. Видимо, это судьба всех великих искусств. Достижением является уже то, что этот вид кружева не только внесён в перечень официальных государственных подарков Венгрии, но и имеет статус так наз. «хунгарикума», то есть истинно венгерского изделия. Кроме того халашское кружево по достоинству оценено и признано всеми кружевными центрами Европы.

Когда смотришь на халашское кружево, — даже с близкого расстояния — сложно поверить, что оно полностью игольное. В некоторых рисунках глазу видятся вставки из тончайшей ткани. Это, однако, не так. Всё выполняется исключительно иглой и нитью. Понимающему мастеру насмотреться на него вдоволь невозможно. Мастерство и красота высшего порядка! В одной из будапештских газет начала прошлого века так писалось о работе халашских мастериц: «(Чтобы вышивать это кружево)… требуется огромная самодисциплина, кропотливость, высочайшее мастерство и полное творческое погружение в работу». А некий учитель из того времени по имени Йожеф Сюто назвал халашское кружево «гимном терпению». И это вполне заслуженно!
Прочитав историю этого венгерского кружева, я несколько дней ходила под впечатлением. Все думала, насколько уникальными и замечательными людьми были Арпад Декани, Мария Маркович и их последователи. Так случилось, что в эти дни пришли в гости бывшие владельцы моего дома. Разумеется, я не смогла не поделиться с ними новыми познаниями и своим восторгом. Оказалось, что отец владельца дома, который почти всю свою жизнь прожил в нем, в 30-е годы прошлого века учился в той самой кишкунхалашской гимназии, где когда-то преподавал Арпад Декани. На его школьные годы пришелся расцвет Кружевного дома. Вот и не верь после этого в знаки свыше! Как знать, может, сам дедушка, впоследствии ставший священником, каким-то тайным способом обратил моё внимание на это уникальное игольное кружево.
Вот такая история.

Сайт музея и интернет-магазин «Халашское кружево» — Halasi Csipke
© Ольга Аникеева / Mirolique Studio / mirolique.ru / 2019
[mc4wp_form id=»2307″]
Больше на Mirolique Studio
Subscribe to get the latest posts sent to your email.
Ольга, очень интересно было узнать историю халашского кружева, красота! Большое спасибо.
Спасибо за комментарий! Это уникальное кружево, которое нежно люблю. И надеюсь в этом году сделаю лекцию, где расскажу и покажу ещё больше.