Музей шёлка в Вероне

вышивка белой гладью

В этот музей я пыталась попасть несколько лет. Перед каждым своим приездом в Италию направляла туда запросы по электронной почте, но всякий раз они оставались без ответа. И так, наверное, мои попытки ничем бы и не закончились, если бы не помощь итальянских знакомых. Оказалось, что русская поговорка «не имей сто рублей, а имей сто друзей» в Италии работает не хуже, чем у нас.

Именно они, мои коллеги и друзья из итальянского вышивального сообщества, связавшись с куратором музея, рассказали ей, что есть, мол, такая настырная русская, которая во что бы то ни было хочет к вам попасть, поэтому просим уж пойти навстречу… И едва этот разговор состоялся, как я получила долгожданный ответ, в котором меня любезно приглашали посетить Музей дона Маццы в такой-то день, такое-то время и даже указали, в какой звонок надо позвонить, чтобы меня услышали внутри. Моя мечта, наконец, сбылась!

Что обо мне рассказали мои друзья, я так и не узнала, но та теплота и радушие, с которым меня встретила куратор музея Тереза Дзая заставили меня почувствовать себя едва ли не её любимой племянницей. Мне даже неловко стало. Но мягкий голос Терезы, её открытость и расположенность сделали своё дело, и неловкость быстро ушла.

Тереза — специалист по многим видам вышивки и кружева, опытная и в высшей степени искусная рукодельница. Она была близкой подругой знаменитой (умершей не так давно) Доретты Давацо Поли, о которой отзывалась с глубоким уважением. Так как наш с мужем итальянский был не совсем на разговорном уровне, Терезе помогал с переводом (на английский) её сын Алессандро. Вместе с ними на встречу пришёл также и председатель попечительского совета Института дона Маццы Альберто Морейра, к которому, собственно, и относится музей.

музей вышивки
музей вышивки
музей вышивки

Дон Мáцца

Никола Мацца, живший в Вероне в первой половине 19-го века, был священником и весьма передовым для своего времени человеком. Передовым прежде всего по своим взглядам на общество. Помимо своей деятельности на церковном поприще, он активно (активнее, чем власти, во всяком случае) боролся с нищетой в Вероне. А нищета в то время (1820-е годы) была ужасающей. В ней жили более половины из четырёх тысяч прихожан дона Маццы.

Дон Мацца
Дон Никола Мацца (источник фото)

Чтобы дать людям шанс выбраться из нищеты, дон Мацца создал своё первое учебное заведение для девочек и девушек, которое он назвал «иституто» (что-то вроде училища), где их обучали различным ремёслам. Для поступления в училище девушки должны были быть «несчастными, невинными и свободными». Первые два условия говорят сами за себя. Третье предполагало, что девушки сами должны были решать, учиться им в училище или нет. У них было право уйти в любой момент. И некоторые действительно уходили, но многие потом возвращались обратно.

После училища для девушек дон Мацца учреждает такое же учебное заведение для мальчиков и юношей. Там они осваивали в том числе и разные гражданские специальности. Такой формат обучения оказался востребованным, и через несколько лет дон Мацца открывает ещё одно училище, уже в Падуе. К середине 19-го века в училищах веронского священника училось более пятисот человек! Для того времени это было очень много.

Женщина в Италии 19-го века

Одним из главным достижений дона Маццы было создание принципиально новой для его времени системы образования для женщин. Большинство женщин из бедных семей были и оставались неграмотными, их жизнь определялась исключительно браком. Поэтому в первые годы своего существования в «иституто» дона Маццы основной упор в образовании девочек делался на подготовке к семейной жизни. Но уже через несколько лет их стали учить читать, писать и считать, что уже было прорывом. А ещё позже девочкам начали даже преподавать иностранные языки!

Мастерская шёлка

Одним из направлений, которое дон Мацца активно поддерживал в своём училище была работа по шёлку. В 1832 году он открыл небольшую мастерскую по вышивке этим материалом. Через несколько лет к ней добавилась другая — по изготовлению искусственных цветов. Так как приобретение сырья для работы было связано с определёнными сложности, дон Мацца решает заняться также разведением тутового шелкопряда и производством шёлковой нити. Здесь же, в этой самой мастерской, нить и окрашивали.

В музее мне посчастливилось подержать в руках те самые мотки шёлка, которые были изготовлены в этой мастерской. Удивительное — поразительное! — ощущение. Шёлк был не только нежным на ощупь, но и тёплым, словно хранившим тепло тех рук, что держали его едва ли не двести лет назад. Ну и, конечно, цвет натуральных красителей — никакие искусственные не могут его повторить.

старинный натуральный шелк
шелковая нить 19 века
вышивка шелком гладью
вышивка на заднем фоне выполнена этими шёлковыми нитями натурального крашения
натуральная шелковая нить
Тереза рассказывает о натуральных красителях
иглы и шёлк натурального крашения 19 века
шелковая нить старинная
шелк, окрашенный искусственными красителями
старинная шелковая нить
Шёлк окрашенный натуральными и искусственными красителями

Задачи училища

Любопытно, что в училище дона Маццы изучение религии не навязывалось. Главной целью было научить ремеслу, чтобы выпускник или выпускница после окончания смогли, говоря современным языком, найти своё место в обществе. Достижение этой цели требовало немалых средств, что подтолкнуло шёлковые мастерские перейти на самоокупаемость. Их продукцию стали продавать — сначала через посредников, а потом и самостоятельно.

Особым спросом пользовались шёлковые цветы. Они были предметом гордости мастерских. Существует даже легенда, что когда, во время посещения училища, императрице Елизавете Баварской (известной также, как Сиси), преподнесли букет цветов из шёлка, она, решив, что они настоящие, тут же склонилась над ними, чтобы понюхать.

музей шелка в Вероне
музей шелка в Вероне

Тереза предложила мне выполнить несколько листиков из ткани теми инструментами, которые использовались во времена дона Маццы. Должна признать, чтобы работать такими, требуется определённая ловкость и сноровка. Увы, я забыла спросить, не этим ли инструментарием были выполнены те самые цветы, которые «нюхала» императрица Сиси.

музей шелка в Вероне

Предпринимательские таланты дона Маццы не ограничивались лишь шёлком. Он также был новатором в сельском хозяйстве и управлении производством. Свою деятельность он вёл не только в регионе Ломбардия-Венето (куда входила Верона), но и налаживал связи с другими странами, в частности с Францией. Лучшие работы мастериц из шёлковой мастерской он направлял на участие в различных выставках, где они практически всегда отмечались дипломами и медалями.

Шедевры шёлковой мастерской

Точное количество предметов, вышитых в мастерской дона Маццы не известно. Однако, самым известным и наиболее искусным из них по выполнению считается облачение служителей церкви «Paramento in quarto», которое сейчас хранится в Ватикане.

Решение создать это облачение дон Мацца принял в 1841 году. На это его подвигла благодарность, полученная от австрийской императрицы Марии Анны за подаренные ей искусственные цветы и вышитую вуаль. Помогла также и её финансовая поддержка. Вышивать такие облачения — дело не дешёвое.

Собственно вышивке предшествовало изготовление эскизов облачения. Их дон Мацца поручил выполнить не одному, а сразу нескольким художникам. Эти эскизы сохранились и находятся в музее.

музей вышивки в Вероне
Тереза и Альберто показывают мне каталог выставки Метрополитен-музей, где экспонировалось это облачение
музей вышивки в Вероне
оригинал эскиза для вышивки облачения
музей вышивки в Вероне
оригинал эскиза для вышивки

Облачения состоят из четырёх предметов (поэтому «in quarto»), которые предназначались для четырёх служителей. По замыслу они должны символизировать историю Спасения от Первородного греха до зарождения Церкви. Над этой работой трудились пятнадцать вышивальщиц на протяжении десяти лет!

Когда был вышит первый предмет, он был отправлен в Прагу в дар императору Фердинанду I. Помимо благодарности дон Мацца получил от императора и шесть тысяч флоринов, что позволило ему приобрести для своего «иституто» новое здание.

К качеству работы вышивальщиц дон Мацца предъявлял самые высокие — даже жёсткие — требования. Если хотя бы малейшая деталь его не устраивала, он безжалостно кромсал ткань с вышивкой ножницами, заставляя переделывать работу. Так, наверное, и создаются шедевры — беспощадной жёсткостью и требовательностью к себе и исполнителям.

Когда оставшиеся три предмета были завешены и представлены императору, тот не только щедро вознаградил дона Маццу (сорок две тысячи серебряных флоринов), но и посчитал, что такая работа достойна самого Папы Римского, которому он её и преподнёс в дар. Папа (Пий IX) использовал облачение лишь несколько раз, после чего, опасаясь порчи, поместил его в Сокровищницу Сикстинской капеллы, как «драгоценный памятник искусства». Более высокой оценки труда вышивальщиц сложно и придумать.

Современность

Сегодня Институт дона Маццы — это довольно большая структура, куда помимо музея входит издательство и образовательные центры в Вероне, Падуе и Риме. Также Институт занимается и миссионерской деятельностью, в частности в Бразилии.

Вышивальщицы

При всей искусности работ, выполненных в мастерской дона Маццы, о тех, кто вышивал их почти ничего не известно. Вот, например, работа с охотничьими трофеями. Высочайшее мастерство! Совершенство не только художественное, но и техническое! В некоторых местах вышивка имеет несколько слоёв, что придаёт ей дополнительный объём. Даже спустя почти два столетия шёлк будто светится, мерцает, играет цветом.

вышивка гладью шелком

А этот шедевр интересен тем, что некоторые технические особенности его вышивки до сих не разгаданы. Фантазия и талант тех, кто его творил поражают!

вышивка в музеях
вышивка объемная
старинная вышивка
вышивка
старинная вышивка

Белая гладь на платочке из приданого настолько деликатная и тонкая, что рассматривать её лучше через лупу. Эта работа завоевала золотую медаль на одной из европейских выставок 19-го века.

музей вышивки в Вероне
белая гладь
тончайшая белая гладь
моя рука для понимая размеров вышивки
вышивка белой гладью
моя рука для определения размеров вышивки
вышивка белой гладью
вышивка белой гладью

Музей Института дона Маццы небольшой, но те предметы, которые в нём представлены — это свидетельство безграничной любви и уважения к искусству и ремеслу вышивки. В современном мире, где всё происходит быстро, найти вышивальщиц с таким терпением уже, наверное, крайне сложно. Но именно благодаря этому терпению и создаются шедевры, подобные тем, которые создавались в мастерских дона Маццы.

музей вышивки в Италии
музей вышивки в Италии
музей шелка в Италии
церковная вышивка
ретичелло, эмилия арс и мережки
золотая вышивка
вышивка шелком
шелковая гладь
музей вышивки в Италии
рисунок для вышивки гладью
вышивка ришелье
игольное кружево
вышивка по сетке
вышивка
вышивка по сетке
вышивка по тюлю
игольное кружево
вышивка по тюлю

Я благодарна судьбе за то, что не только смогла увидеть шедевры вышивки, но и познакомиться с Терезой Дзая. Её высокая оценка моих работ стало большой честь для меня. На прощание она сказала — рассказывай и неси свою любовь к вышивке другим. Что я и делаю.

ретичелло
музей вышивки в Вероне

Museo della Seta управляется некоммерческой организацией. Сайт фонда Дона Маццы — donmazza.org


Чтобы не пропустить выход новых статей, подпишитесь на новостную рассылку. Уведомления о новых статьях в блоге будут приходить на ваш email. Для подписки нажмите на эту ссылку — «Подписка»

4 комментария к “Музей шёлка в Вероне”

  1. Оля, который раз восхищаюсь твоим упорством в достижении целей. Это ж надо было – попасть в такую сокровищницу! А история-то какая! Я не только про попадание туда, но и про Дона Мацца…
    Оль, всего один вопрос — как ты там выжила?!)) У меня только от твоих фото (по очереди) предобморочное состояние. Какое мастерство — высочайшее искусство, спасибо тебе огромное!

    1. Ох, Оля… Уходить было сложно. Я бы там ещё несколько дней провела, не меньше. Рассматривать, да и просто находиться с такими предметами — вершина удовольствия.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.